Кто-то, приезжая на Лазурный берег, не посчитает программу выполненной, не посетив заодно уж Канны, Сен-Тропе, Антиб, в конце концов. Кто-то специалист по Вильфраншу и Больё — прибрежным райским местечкам в другую сторону от Ниццы. Но несезон диктует свои интересы, наличие моря становится не столь обязательным пунктом в плане движения. Мне захотелось увидеть горные «орлиные гнезда» типа Ванса и Эза. На то имелись свои резоны. В Эзе это сад кактусов, в Вансе — часовня Матисса. Таких же жаждущих прикоснуться к истории и искусству и зимой немало. Загружаться в автобус лучше на конечной, иначе всю дорогу можно простоять пешком. Видов за окном особых нет, дорога ведет вглубь материка, забираясь выше и выше. Городочки перетекают один в другой, люди едут на работу и с работы, туристы, как им и положено, вываливаются дружно в живописном Сен -Поль- де — Вансе. Автобус выдохнув, налегке, везет нас дальше, через горную долину в Ванс. Здесь вываливаемся мы и пытаемся сориентироваться. Нужно найти центральную площадь, площадь с вязом, которая является смотровой площадкой, прогуляться по старому городу и добраться до часовни, витражи для которой изготавливал Матисс. Все, кроме часовни, действительно в шаговой доступности. Утро, в городе почти никого. От смотровой площадки мы прошли по свежевымытому тротуарчику вдоль средневековых стен.
Сквозь бесчисленные проходы, проложенные в старом городе, обошли его вдоль и поперек.
Вышли на чудесную платановую площадь, заполненную заведениями общепита, выбрали себе местечко для раннего обеда, устроились на солнышке и занялись people-watching´ом. Представляю, как здесь прекрасно, когда платаны раскидывают свою зеленую тень! А сейчас эти ничем не скрытые камуфляжные стволы и искривленные ветки на нежном солнечном свете создавали тот самый неповторимый колорит французской глубинки. Еще и дедок официант, он же хозяин заведения и его друзья дедки, сидящие прямо у входа, все было ну очень по-французски.
День разгорался, нас ждал Матисс, и мы добрались до него. Стоимость посещения 7 евро, бОльшая часть внутреннего дворика недоступна, фотографирование запрещено. Но место светлое, благодатное.
Несколько залов посвящены документальной хронике того, как шли работы над часовней. Сама часовня — небольшое помещение с белыми стенами и большими сине-желто-зелеными витражами. Очень интересный опыт. Сплав искусства религиозного и видения современного художника.
Наша программа в Вансе была выполнена, мы могли перемещаться в тот самый, обожаемый всеми туристами, Сен-Поль.
Его узкие каменные улочки, виды сверху, обилие художественных галерей, в которых виднеются знаменитые «пустые» скульптуры, живописность в каждой детали — лакомый кусочек для глаз.
Ну и посидеть в том же кабачке при ночлежке, в котором будущие импрессионисты делились друг с другом планами и идеями…Теперь, правда «Золотая голубка» как отель и ресторан и вправду золотая, бедным художникам была бы не по карману.
Городок полон произведениями искусств. Современные скульптуры и инсталляция вписались вполне гармонично, и не вызывают невольные восклицания: «а это еще что?!» как на площади Флоренции, например.
Конь мчится, кот выгибает спину, Икар готовится к полету. Все на месте, все при деле. А мы, зрители, при тонких, ненавязчивых впечатлениях.